1,1K подписчиков

Возвращение в Рай: выставка «Смешарики. Искусство быть круглым» открылась в Москве

И стала самым добрым, ярким, радостным и... серьёзным событием этого лета.

И стала самым добрым, ярким, радостным и... серьёзным событием этого лета.

С момента рождения этого сериала я симпатизировала ему больше, чем многим другим, как новым, российским, так и старым, советским, анимационным фильмам. Больше всего мне в нём нравилось то, что каждый персонаж был особенным, уникальным, не похожим на других. И главное — не стремился стать похожим, измениться в угоду каким-то правилам или чьим-то представлениям о том, каким он, якобы, «должен быть». Никто никого не критиковал и не переделывал.

В мультфильме «Смешарики» никогда не было (и нет) ни главного положительного героя, ни главного отрицательного. Да, собственно, в нём вообще нет отрицательных персонажей.

Вместо плоских шаблонов, догм и нравоучений авторы предлагают зрителю целый спектр разноплановых личностей. С полным набором присущих им черт. Как удобных для окружающих (и часто именно поэтому считающихся «положительными»). Так и социально не одобряемых, но столь же ценных, с точки зрения эволюции и гуманистических философских воззрений.

Вот, например, кролик Крош — гиперактивный, жизнерадостный, общительный, озорной, неугомонный весельчак, переполненный идеями (часто сомнительными).

Или Ёжик — хорошо воспитанный, застенчивый, иногда мнительный коллекционер-собиратель всего на свете, обладающий нордическим характером и философским складом ума.

Нюша — самовлюблённая, капризная и обидчивая кокетка, мечтающая быть неотразимой красавицей, окружённой славой, конфетами и миллионом поклонников.

И влюблённый в Нюшу Бараш — поэт, романтик, меланхолик, раздражающий всех своей «несчастностью и непОнятостью».

Совунья — «лечит» всех своими советами по любому поводу, следует здоровому образу жизни, любит дисциплину и чистоту, запасливая и хозяйственная.

Ещё есть иностранец Пин — чокнутый изобретатель. Работает в ангаре, заваленном инструментами и деталями, спит в холодильнике.

И Копатыч — нормальный работяга, основательный, прямолинейный и трудолюбивый фермер-крестьянин. Неожиданно бывший танцор диско.

А также Кар-Карыч — пожилой артист всех жанров одновременно. Любит эпатировать окружающих, хвастлив, демонстративен, сентиментален и харизматичен.

И Лосяш — умный, открытый, деятельный, эмоциональный и склонный к авантюрам «нобелевский лауреат». Предпочитает естественно-научное направление знаний, постоянно что-то читает, ставит лабораторные опыты, предсказывает погоду и будущее.

Помимо того, что каждый из этих девяти персонажей представляет собой превосходный архетипический образ — учёный и крестьянин, красавица и поэт, артист и изобретатель… — все они к тому же, по меткому наблюдению искусствоведа Василия Успенского, курирующего экспозицию, «глубоко укоренены в большой культуре. Как, собственно, и любой другой петербургский проект».

«Достаточно одной-двух серий, чтобы понять, что за Барашем скрывается Пушкин, за Пином просматривается тень Фауста, Кар-Карыч — вылитый Шаляпин, а Ёжик — друг Щукина и Третьякова», — пояснил эксперт.

На выставке у каждого из персонажей есть своё пространство: планетарий или оранжерея, салон красоты или кабинет, сцена или технопарк. В них любой ребёнок сможет попытаться понять философию героя, почувствовать характер, примерить на себя его увлечение, роль и миссию, заинтересоваться наукой или поэзией, спортом или садоводством, модой или высокими технологиями.

Взрослым здесь тоже будет интересно. Вспомнить себя в детстве. Вглядеться в свой прототип.

Ну, или, на худой конец, просто проследить за этапами работы над проектом: от рождения названия и имён персонажей до подборки ляпов и пасхалок из мультфильмов.

В 2023 году «Смешарикам» исполняется 20 лет. На нём выросли уже тысячи, если не миллионы зрителей. И каждый находил в нём что-то своё.

Об этом говорили в ходе церемонии открытия выставки и один из соавторов сериала Илья Попов, и генеральный директор ГК «Рики» Юлия Немчина, и сопродюсер мероприятия, основатель бюро Planet9 Агния Стерлигова.

Но главное, что делает этот мультфильм по-настоящему серьёзным проектом, отметил всё же искусствовед Василий Успенский: «Я понял это вчера вечером, когда шёл сюда делать последние приготовления. Смеркалось, моросил неожиданный, июньский, не очень приятный дождь. Я подходил к “Хлебозаводу” и уже видел силуэт Ёжика, украшающий наш вход.

Внезапно над этим силуэтом возникла громадная, во всё небо, радуга! Радуга, которая осеняет заставку “Смешариков” и символизирует их лозунг — “Мир без насилия”.

В этот самый момент я вдруг остро осознал, что мир “Смешариков” — это образ Рая. И в этот Рай мы вас и приглашаем».

Выставка работает до 9 января 2024 года. Адрес: Москва, Новодмитровская, 1, стр. 17, общественное пространство «Хлебозавод», Бойлерная.

Вероника Милославская

Фото автора

P. S. Иногда подобные выставки производят и несколько неожиданный эффект. Кому-то вдруг нестерпимо захочется стать... художником-мультипликатором. Что тогда делать? Ну-у-у, например, можно начать с комиксов.